Ресурсы

Многие наивно полагают, что вышеперечисленным и исчерпываются различия между цивилизациями. Но это не так...

Англичане, к примеру, были бы воистину жалкой нацией: довольно слабые преимущества (мореплавание — едва ли не самое бестолковое из них) и морской уникальный боец (это — недостаток почти всегда, потому что 90% сражений все-таки ведется на суше). Однако, как ни странно, даже на соревнованиях по «Civilization» находятся «мазохисты», которые берутся выиграть за Англию. Почему бы это?

А потому, что англичане всегда или почти всегда получают превосходный набор стратегических ресурсов: пару угольных рудников + железо прямо около столицы. А это дает возможность сделать впоследствии город, который по производительной мощи превзойдет большинство конкурентов (Iron Works!).

Правда, все эти наблюдения верны не всегда, и, что хуже, могут меняться от патча к патчу. Однако некоторое представление о происходящем могут дать помещенные в этой статье таблицы. Они получены статистическим исследованием множества случайно созданных карт.

Как пользоваться таблицей? Очень просто. Буква Ч — «часто» — означает, что этот ресурс у расы обычно близко к столице, и вряд ли придется отбивать или покупать его у соседей. И — «иногда» — ресурс встречается время от времени, чаще всего на границе изначальной области распространения. Р — «редко» — за него, вероятно, придется воевать.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Нация Алюминий Железо Лошади Нефть Резина Селитра Уголь Уран
Американцы Ч Ч Р Ч И Ч И Ч
Англичане И Ч Ч Ч И Ч Ч И
Арабы И Ч Ч Ч И И Ч И
Ацтеки И Ч И Ч Ч Ч Ч И
Вавилоняне Р И Ч Ч И И Р Р
Византийцы И Ч Ч Ч Ч И И Ч
Викинги И Ч И И И И И Ч
Германцы Ч И Р И И Ч Ч Р
Голландцы Р И И Р И И И И
Греки Р И И Р Р Ч Р Р
Египтяне Р И Р Р Р Ч Р Р
Зулусы Р Ч Ч Р И И И И
Индусы И И Р Р И Ч Ч Р
Инки Р Р Р И Ч Ч Р И
Ирокезы И Ч Ч Ч И Р Ч Ч
Испанцы Р И И Р Ч Р И И
Карфагеняне Р И И И И Ч Р И
Кельты Р И Ч И Р И Р Р
Китайцы Ч И Р И И Р Р Р
Корейцы И Р Р Р Ч Р Ч Ч
Майя Р Ч Р И Ч Ч И Ч
Монголы Р Ч Ч И Р И Ч Р
Османы Р И Ч И Р И Р Р
Персы Р И Ч Ч Ч Р И Ч
Португальцы Ч И И Ч И Ч Р Ч
Римляне Ч И Ч И Ч Р Ч И
Русские И И Ч Ч И Ч И Ч
Французы Ч Р И Р И И Ч Ч
Хетты Ч Ч Ч Р И И Р Ч
Шумеры И И Ч Ч Р И Р Ч
Японцы Р И И Р Р Ч Ч Р

Греки — одна из самых бедных стратегическими ресурсами наций в игре.

Из них видно, например, что одна из лучших по преимуществам рас — вавилоняне — испытывает необходимость в экспансии, потому что со стратегическими ресурсами у нее беда (сравните их строчку с «богатыми» расами — скажем, с англичанами или арабами).

Есть от этой таблицы и еще одна польза. Если, к примеру, вы ожидаете дефицита каких-то ресурсов, но технологию, которая вам их покажет, еще не изучили — где их лучше искать?

Например, вы играете за римлян. И справедливо опасаетесь, что в век пороха у вас будут проблемы — селитру римлянам «завозят» редко. Ваши соседи — русские и корейцы, обе расы «в силе» как раз в век пороха, и с кем-то из них надо воевать... При прочих равных, предпочтительная цель — русские, у них намного чаще находится искомая селитра.

Конечно, это всего лишь вероятности. И для выбора расы лучше все же основываться, в первую очередь, на ее неизменных характеристиках. Но все же стоит помнить о «нищете» вавилонян, французов и некоторых других народов — и богатстве ацтеков, арабов, англичан...

РОСКОШЬ
Нация Благово- ния Вино Драгоцен- ности Краски Мех Пряности Слоновая кость Шелк
Американцы И И И Ч И И И Р
Англичане Р Ч И Р Ч Р Ч Р
Арабы И И Ч Ч И Ч Ч Р
Ацтеки Р И Ч Ч Р Р Р Р
Вавилоняне Р Ч Р Р Ч Ч Ч Ч
Византийцы Ч Ч И Р И И Р Ч
Викинги Р Р Ч Р И Ч Ч И
Германцы И Ч Р Ч И Р И Ч
Голландцы Р Р Ч Ч Р И Р И
Греки И Ч Р Р Р Р Р Р
Египтяне И Р Р Р Р Р Ч Ч
Зулусы Ч Р Ч И Ч И Ч Р
Индусы Ч И И И Р Ч Ч Р
Инки Ч Р Ч Р Р Р Р Ч
Ирокезы Р Р Р Р Ч И Р Ч
Испанцы Р Ч И И И Ч Р И
Карфагеняне Р Ч Ч Р Р Р Р Р
Кельты Р И Ч Р Ч Р Р Р
Китайцы Ч И Р Ч Р И И Ч
Корейцы Ч Р Р Ч И И Р Ч
Майя И И И Р Р И Ч Р
Монголы Ч Р Р Р Ч Р Р И
Османы И И Р Ч Р И Р Р
Персы Ч Ч Р И Р Ч И Ч
Португальцы Р Р Ч Ч И Р И Р
Римляне Р И Р Р Ч Р Р Р
Русские Р И И Р Ч Р Ч Р
Французы Р Ч И И И И Р Р
Хетты Р Р Р Р Р Ч Р И
Шумеры Р Р Ч Р И Р Р И
Японцы Ч И Р Р Ч Р И Ч

Полтора года назад повсеместно считалось, что свойство расы «Expansionist» практически бесполезно. В тогдашних «Советах мастеров» я изумлялся этому странному факту. Сейчас роль «парии» заняло мореплавание (и, боюсь, заслуженно), а Expansionist резко переместился из аутсайдеров в фавориты. Почему?

3300 до н.э. У нас всего один город, но уже шесть технологий.

Мы можем гордиться: согласно рейтингу от Firaxis, на сегодняшний день самая популярная цивилизация в игре — русские. Они прочно вытеснили некогда сверхпопулярных вавилонян, и это несмотря на то, что их спецвойска — казаки — малополезны по сравнению с большинством спецвойск древней эпохи.

Фокус, конечно же, в сочетании Scientific-Expansionist, которое показало себя идеальным для быстрого роста. Дебют за эту цивилизацию позволяет быстрее всего достичь гегемонии. Впрочем, другие Expansionist'ы — арабы, даже американцы — тоже отнюдь не слабы. И кому есть дело до их бестолкового истребителя? Нужно для них только одно начальное везение: оказаться на материке, а не на острове.

В чем преимущества Expansionist-цивилизаций? Конечно, не в удешевленных акведуках — это, безусловно, штука важная, но не сравнится с теми же библиотеками. Главным тут оказывается разведчик.

Правильная игра за Expansionist (особенно вкупе с Scientific) на начальном этапе выглядит так.

Ставим город, заботясь в первую очередь об обилии пищи. Первым делом производим разведчика (второго, один есть у нас изначально). Если вокруг совсем необъятные просторы — то и третьего. Наша задача — первыми собрать с карты все «плюшки». В случае русских больше половины этих плюшек будут технологиями. Еще в четвертом тысячелетии до н.э.. реально стать счастливым обладателем всех базовых наук и немалого количества знаний «второго эшелона».

Поэтому города наши вообще не заботятся о развитии. В гонке за чудесами не участвуем. Изучаем мы исключительно то, что нужно для строительства библиотек и республики, но на первом этапе нам нужна, кроме гарнизонов и некоторого количества рабочих, только одна продукция: колонисты.

«Второе ядро» державы.

Благодаря быстрой разведке мы заранее знаем, где стоит селиться. Быстро хватаем все доступные варианты роскоши: нам будет еще долгое время не до храмов и прочих средств успокоения населения. Храмы строятся только там, где иначе не дотянуться до ресурса (нужно расширять границы) или близко «культурные» враги (и страшно потерять город).

Причем одновременно со строительством городов разворачиваем дорожную сеть, дабы с самого начала вся наша империя оказалась в цепочке трактов. Иначе, сами понимаете, бессмысленно хватать роскошь, да и обороняться в случае чего эффективно не сможем — наша страна растянется на слишком большое расстояние.

Ничего, что преступность будет на таких просторах цвести пышным цветом: еще в древнюю эпоху мы возведем Forbidden Palace. Стало быть, с самого начала пытаемся планировать «бинуклеарную» структуру, то есть державу с двумя центрами. Не надо распространяться равномерно во все концы, это ошибка. Лучше расползтись на некоторое расстояние и сделать дальний «выброс», где тоже распространиться.

Чем еще хороши русские — так это тем, что благодаря своей «научности» они почти наверняка получат в древнюю эпоху научного лидера. Не вздумайте пускать его на науку. Нам нужно все-таки чудо света, причем одно, конкретное: Пирамиды. На худой конец можно даже построить его честно. Безо всех остальных древних чудес можно спокойно обойтись. Получится разжиться Колоссом — отлично, нет — не беда. Пирамиды важнее всего, потому что на строительство амбаров в каждом селе Гадюкино у нас времени нет и не будет. А прирост населения — ключевой момент. Русским положено закидывать противника шапками.

Из прочих чудес стоит задуматься над статуей Зевса, которая позволит вам бесплатно организовать небольшую дебютную войну, и храмом Артемиды, обеспечивающим храмами. Но Пирамиды все равно важнее.

Арабы переходят в средневековье. 6 видов роскоши, 15 городов без единой войны. Вот построим ансаров — и повоюем.

Второй этап наступает, когда свободное место кончилось. Обычно к этому моменту вы более-менее готовы к переходу в средневековье. Нужно сделать выбор: развивать науку или воевать?

Я скорее за первое. Ваша территория так велика, что ее нужно освоить получше. Распахать поля, накопать шахт, построить библиотеки. К тому же для войны очень не помешают два средневековых чуда света — Сунь-Цзы и мастерская Леонардо. Для вас первоочередное значение имеют те чудеса, что работают по всему континенту. Так что смело переходите к республике и ждите этих нововведений.

Кроме того, есть дополнительный шанс — если ваша территория глубоко вгрызается во вражеские, можно провести культурное завоевание. Но это дело не слишком надежное, так что, возможно, лучше по старинке...

Если враги уже добрались до средневековья — тогда не спешите. С вашим обилием городов вы обгоните их в науке, так что учите Университет, а затем двигайтесь к кавалерии и подымайте казачество. Казаками быстро подбегайте к столице и крушите все дороги около нее. В эту эпоху еще нет никаких приемлемых войск, которые можно строить без ресурсов, и противнику придется обходиться лучниками и теми солдатами, что были у него изначально.

Конечно, это в том случае, если вы играете именно русскими. Арабам лучше устраивать войну на этапе рыцарей — их ансары играют ту же роль, что казаки у русских, за счет большой скорости рушат вражеские коммуникации. И не забудьте, что арабами стоит воевать в состоянии монархии — им, как религиозному народу, легко переключаться. А американцам стоит, наоборот, дождаться индустриализации: фабрики они построят очень быстро, и тогда с ними по промышленной мощи никто не потягается.

Конечно, Scientific-Religious и другие комбинации имеют свои плюсы. Вот только к тому моменту, как они развернутся, у русских будет столько территории, что их просто задавят массой. Конечно, на экспансию есть ответ: блицкриг по неподготовленным территориям. Так что не забывайте о бдительности...

"Деникин было взял Воронеж.

Дяденька, брось, а то уронишь!"

(В.Маяковский)

Ни у кого, наверное, не вызовет сомнений, что очень трудно выиграть в Civilization III, непрестанно воюя. Несмотря на весь свой кажущийся милитаризм, Цивилизация последовательно вбивает в нас простую мысль: война - зло, вести ее без необходимости крайне не рекомендуется. Правда, необходимость трактуется не в том смысле, в каком хотелось бы гуманистам… но зато это соответствует печальной правде жизни.


4191799526408381.html
4191877939147861.html
    PR.RU™